18 марта в нашей стране отмечают годовщину важнейшего исторического события — воссоединения Крымского полуострова с Российской Федерацией.
За минувшие 11 лет был выполнен колоссальный комплекс мероприятий по развитию объектов дорожного хозяйства на территории субъекта. В частности, за это время в федеральную сеть полуострова вошли 23 км автодороги А-290 (включая Крымский мост), трасса А-291 «Таврида» вместе с подъездом к городу Феодосии (протяженность 263 км) и 118 км трассы Р-280 «Новороссия». В общей сложности более 400 км дорог.
«Это событие ознаменовало начало масштабной модернизации всех отраслей экономики Крыма. Для этого Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», благодаря которой на полуострове были реализованы такие знаковые проекты, как строительство Крымского моста и трассы «Таврида». Принятая дорожниками задача по развитию дорожной сети этого важнейшего региона юга России была выполнена в беспрецедентно сжатые сроки», — отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
«11 лет назад Крым вернулся в состав России. В том же году Росавтодором было образовано Управление федеральных дорог «Тамань». Нашей основной задачей тогда стала реализация проекта строительства Крымского моста. А сегодня наше управление продолжает модернизировать федеральные маршруты полуострова в рамках развития Азовского кольца», — добавил начальник ФКУ Упрдор «Тамань» Никита Храпов.
Отправной точкой такого масштабного инфраструктурного преображения региона стал апрель 2014 года, когда Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была поставлена задача построить Крымский мост в кратчайший срок. Соединить берега материковой части России и полуострова строителям удалось в мае 2018 года. Движение по мосту было открыто 16-го числа. На сегодняшний день по мосту проехало более 29 млн автомобилей в оба направления.
Завершение строительства Крымского моста многократно расширило возможности для всестороннего развития всего региона, поскольку обеспечило устойчивые логистические цепочки для грузоперевозок и поспособствовало развитию внутреннего туризма — Крым стал одним из наиболее популярных направлений для отдыха миллионов россиян.
Параллельно с Крымским мостом на карте полуострова начала вырисовываться трасса А-291 «Таврида», пролегающая с востока на запад по маршруту Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь.
К строительству этой автомобильной дороги приступили в мае 2017 года. С вводом знакового объекта в августе 2020 года Крым получил современную четырехполосную дорогу категории IВ протяженностью более 250 км. Трасса сразу же получила федеральный статус и стала основой автодорожной сети полуострова. К настоящему моменту по этой транспортной артерии проехало более 23 млн транспортных средств. При этом среднесуточная интенсивность движения составляет около 14 тыс. автомобилей.
На сегодняшний день продолжается развитие данного направления. В ближайшее время начнется реализация проекта установки линий наружного освещения с использованием энергосберегающих систем на всем протяжении «Тавриды». Ежедневно в работах по содержанию трассы и обеспечению бесперебойного движения по ней участвует около 100 человек.
После ввода в эксплуатацию автомобильной дороги А-291 главой государства была поставлена другая стратегическая задача — обеспечить транспортную доступность южного курортного побережья Крыма. Первым реализованным проектом в этом направлении стал капитальный ремонт подъезда к городу Феодосии протяженностью 7,2 км (входит в состав трассы «Таврида»). Участок был расширен до четырех полос, причем все работы были завершены до старта курортного сезона 2024 года.
Теперь к уникальному морскому курорту ведет безопасная современная дорога с надежным асфальтобетонным покрытием, которое устойчиво к воздействию влаги, образованию трещин и колеи. Ежедневно по этому участку может проезжать теперь свыше 17 тыс. автомобилей.
С развитием альтернативного сухопутного маршрута в Республику Крым в июне 2024 года в федеральную собственность был принят участок автомобильной дороги Р-280 «Новороссия» протяженностью 118 км, что также стало определяющим событием для дальнейшего формирования устойчивой транспортной системы региона.
Данная трасса пролегает от города Симферополя через Джанкой к границе с Херсонской областью. Стоит учесть, что на момент принятия этой автомобильной дороги уровень ее транспортно-эксплуатационного состояния был крайне низким и составлял лишь 6,3 %. В связи с этим Росавтодором была оперативно разработана комплексная программа по приведению данной трассы в нормативное состояние.
Так, в 2024 году был досрочно завершен ремонт участка трассы протяженностью 5,3 км в границах города Джанкоя. Вместе с тем был выполнен комплекс работ по ликвидации деформаций и разрушений покрытия дорожного полотна на участках протяженностью 7 км от Джанкоя до Симферополя.
В текущем дорожно-строительном сезоне уже начаты работы по замене асфальтобетонного покрытия на участке с 567-го по 585-й км в Красногвардейском районе республики.
Что касается важного участка от границы с Херсонской областью до Джанкоя (с 492-го по 527-й км), то здесь запланирован капитальный ремонт. Например, в течение следующих двух лет будет завершен первый этап работ (с расширением до четырех полос) отрезка «Новороссии» с 494-го по 509-й км — от контрольного пункта Чонгар до села Медведевка. А с 2028 по 2030 год завершится второй этап на этом же участке.
Кроме того, с 2028 по 2030 год аналогично будет модернизирован отрезок с 532-го по 593-й км, который проходит от Джанкоя до н.п. Новоандреевка.
А с 2029 года в рамках мероприятий по строительству и реконструкции запланирована реализация еще трех важных объектов общей протяженностью 27,5 км: обхода Джанкоя, моста через Чонгарский пролив и подъезда к региональной дороге 35А-001.
Проведение обозначенных выше работ позволит серьезно повысить уровень транспортно-эксплуатационного состояния трассы Р-280 «Новороссия» в Крыму, сделать ее более безопасной и комфортной. В частности, по итогам текущего года планируется, что нормативное состояние трассы Р-280 в границах данного региона составит около 27 %, а в 2026-м — уже не менее 62 %.
Наконец, еще одним существенным элементом в активно развивающейся транспортной системе Крыма стала открытая в декабре прошлого года новая трасса А-289 Краснодар – Керчь.
С ее вводом путь от Краснодара до Крымского моста теперь составляет менее двух часов. Построенная четырехполосная дорога категории IБ имеет пропускную способность до 40 тыс. автомобилей ежедневно. Кроме того, в рамках масштабного проекта были возведены 10 разноуровневых развязок, 49 мостов и путепроводов.
Эти и многие другие проекты, безусловно, дали дополнительный импульс ключевым секторам экономики республики, грамотно встроили ее дорожную сеть в транспортный комплекс целой страны и по-настоящему изменили облик всего полуострова.