СЕВАСТОПОЛЬ, 15 апреля. /ТАСС/. Управление ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю обобщило и обнародовало данные, включая документы ведомственных архивов, о работе разведгрупп НКВД-НКГБ в Крыму в годы гитлеровской оккупации и выполненных ими задачах, сообщили ТАСС в управлении.
"Несмотря на то, что о существовании этих разведывательно-диверсионных резидентур историкам хорошо известно, по ряду причин до настоящего времени в отечественной историографии им не уделялось должного внимания. Сам факт их существования и отдельные эпизоды работы неоднократно упоминались в различных монографиях, сборниках и других трудах, но сейчас впервые собраны материалы из разных источников, раскрывающие детали работы сотрудников госбезопасности в оккупированном гитлеровцами Крыму. Это удалось сделать только сейчас, незадолго до 80-летия Победы, в том числе благодаря ряду рассекреченных документов, пока не введенных в широкий научный оборот", - рассказал ТАСС представитель УФСБ Игорь Верешков, исследовавший работу разведгрупп.
Как добавили в пресс-службе управления, информация из рассекреченных документов и ряда других источников была представлена на научно-теоретической конференции "Исторические чтения на Лубянке" и тематическом вечере сотрудников правоохранительных органов, посвященном роли войск НКВД-НКГБ в годы Великой Отечественной войны, который был организован и проведен в Севастополе УФСБ совместно с управлением информационной политики города Севастополя и УМВД России по Севастополю. Специально к 80-летию Победы на севастопольском телеканале СТВ выпущен цикл передач "Тайная война за Крым и Севастополь".
"Необходимо отметить, что в настоящее время некоторые недобросовестные "исследователи" используют недостаточность информации по данной теме, чтобы умышленно замалчивать, преуменьшать роль органов госбезопасности в период Великой Отечественной войны. Поэтому требуется более активно вести работы по поиску, отбору и рассекречиванию архивных документов - это поможет пресекать попытки искажения исторических фактов, реабилитации нацизма и коллаборационистских националистических движений, фальсификации истории России и отечественных органов безопасности", - добавил Верешков.
"Витязи", "Соколы" и другие
В своей работе Верешкову удалось собрать данные о работе четырех групп, которые последовательно прибывали в Крым для ведения разведывательной и диверсионной деятельности. Первая из них - "Витязи" - была заброшена 9 марта 1942 года и работала в партизанском отряде Георгия Северского, который сам являлся сотрудником госбезопасности. Из-за особенностей местности и по ряду иных причин снабжение партизан в Крыму было плачевным, именно после доклада "Витязей" об отсутствии нормального питания, боезапаса, сложностях с лечением раненых и больных партизан началось снабжение отряда самолетами, прилетавшими из уже осажденного Севастополя. Также члены группы обучали партизан минно-взрывному делу и добывали важные разведданные для советской армии - например, благодаря сведениям от "Витязей" уничтожены вражеские самолеты на Сарабузском аэродроме, понтонные средства в Симферополе и другие военные объекты и личный состав противника.
Осенью 1942 года на смену "Витязям" была заброшена группа из пяти сотрудников НКВД-НКГБ "Крымчаки", которые должны были изучить деятельность националистических комитетов, созданных в Крыму из местных жителей. Они ликвидировали одного из руководителей таких комитетов и собрали большой объем нужных разведывательных данных.
"К сожалению, допущенные ошибки в организации командования группой и проявление неуставных отношений привели к трагедии: 17 декабря 1942 года командир группы после драки с радистом был застрелен последним. В июле 1943 года этот радист и еще один член группы были арестованы немцами, еще один был арестован и расстрелян в ноябре; единственный выживший - "Каро" - позднее вернулся в Москву и служил в ОСНАЗ НКГБ СССР", - отметил Верешков.
В июне 1943 года в Крым была заброшена группа "Соколы" из девяти человек, куда входили в том числе три женщины и 15-летний подросток; к ним присоединились и четверо живых на тот момент "Крымчаков". С одной стороны, деятельность этой группы была активной и успешной: удалось быстро создать агентурную сеть из более чем 100 человек, получать ценную информацию и о националистических комитетах в Крыму, о заброске вражеских агентов в советский тыл, и по другим направлениям, а также "Соколы" совершили ряд громких диверсий по всему полуострову от Джанкоя до Керчи. С другой, как потом будет потом докладывать выживший участник группы "Смирнов", именно высокий уровень активности мог привести к трагедии: уже 26 ноября большинство разведчиков были арестованы и позднее расстреляны нацистскими карателями, вероятно, по доносу человека, который делал им фотографии для легализации в Симферополе и оказался агентом немецкой спецслужбы.
Следующая группа НКВД-НКГБ "Черноморцы" была заброшена на полуостров только 28 февраля 1944 года, здесь их встретил и помог наладить оперативную работу "Смирнов".
"Накануне и в период активных боевых действия Красной армии (Крым освобожден в апреле-мае 1944 года - прим. ТАСС) "Черноморцами" проведен ряд разведывательно-диверсионных операций: они участвовали в освобождении Симферополя, уничтожили немецкого генерала, захватили городского голову Симферополя. Однако командир группы "Огнев" в день освобождения Симферополя 13 апреля из-за трагической ошибки был убит советскими бойцами трофейного батальона. Если же говорить в целом о работе резидентуры НКВД-НКГБ в Крыму в 1942-1944 годах, то несмотря на сложности в организации работы и трагическую судьбу многих участников разведгрупп, они выполнили свою работу самоотверженно и результативно, внеся достойный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне", - добавил собеседник агентства.