Драматическое повествование, основанное на лексике хореографии, для репертуара Севастопольского театра танца – не редкость. Однако впервые за основу сюжета берётся судьба того, кто не в силах воспринимать общество, а социум не принимает его к себе. У героя спектакля «Защита гения» нет имени. Более того, чтобы передать метания души главного персонажа, перед зрителями он предстанет в двойном обличье.
ДАРЬЯ ЧУМАКОВА, режиссёр-постановщик спектакля «Защита гения», заслуженная артистка Крыма: «Наш главный герой изначально с особенностями развития. И ситуации, приводящие его к ухудшению состояния, которые будут происходить в спектакле, вызывают, скажем, такую раздвоенность личности. Здесь более такой собирательный образ. Можно увидеть и аутистический спектр движения».
Герой, жизнь которого прослеживается с самого детства, живёт в собственном мире, как и любой аутист. Ему бы и хотелось стать таким, как большинство, но природа не даёт на это шанса. С раннего возраста его стихией становятся шахматы, игра в которые поглощает целиком, превращаясь в защиту от чуждой окружающей среды, а шахматные фигуры полностью заменяют людей.
АЛЕКСАНДР ЕЛИЗАРОВ, директор Севастопольского театра танца им. В. А. Елизарова, заслуженный артист Крыма: «Принято, наверное, так, что нас вдохновляет всегда что-то положительное, но иногда человека могут вдохновить и какие-то жизненные трудности. И наш режиссёр, наша солистка Дарья Чумакова… В целом, для неё это очень личная история. Мы всё время ищем, всё время открываем какие-то грани новые. Передача такой психологической драмы – это впервые».
Драматические ситуации, которые возникают в семье главного героя, также вплетены в танцевальное повествование. Особенности психики персонажа становятся одной из причин рухнувших отношений его родителей.
НАТАЛЬЯ ИВАНОВА, балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка Крыма: «В этом спектакле я играю роль любовницы, которая разбила семью. Конечно, по моим жизненным позициям – это страшный человек. Но вот пришёл тот час, когда нужно сыграть того человека, которого душой ты не можешь воспринять, влезть в этот образ, заставить себя победить и быть кардинально другим человеком».
Сценическое пространство нового спектакля оформлено в виде шахматной доски. По задумке художника-постановщика Ольги Долговой, ограниченность планшета сцены, с одной стороны, обусловлена особенностью хореографических решений спектакля, а, с другой, желанием сосредоточить зрителей на всех проблемах, которые он поднимает.
ОЛЬГА ДОЛГОВА, художник-постановщик спектакля «Защита гения»: «Создавая образную систему спектакля, я постаралась создать минимальный мир, который сосредоточен в шахматной клетке. И даже в этой шахматной клетке проявляется дуальность мира – есть чёрное, и есть белое».
Новый театральный проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, который поддерживает грантами Президента Российской Федерации самые яркие проекты страны в области культуры, искусства и креативных творческих индустрий.
Максим Давыдов, Александр Устич, «Севинформбюро»