Обсуждались итоги работы Росжелдора в 2024 году и первом полугодии 2025 года, в том числе по расширению сети железных дорог, внедрению электронных сервисов, интеграции железнодорожной сети новых регионов в общую сеть страны, обеспечению перевозок пассажиров в летний период, а также вопросы подготовки кадров.

Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта Александром Сахаровым
28 июля 2025

Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Сахаров
28 июля 2025
Предыдущая новость Следующая новостьИз стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Александр Геннадьевич!
Вы уже около года руководите агентством, которое отвечает за железнодорожный транспорт. Бесперебойные перевозки грузов, а также пассажиров являются одним из основных факторов развития страны, поскольку транспортная связанность, о которой не раз говорил Президент, даёт колоссальный эффект на смежные отрасли и в целом на экономический рост.
Укрепление связанности наших регионов – это приоритетная задача, которая стоит перед страной. И здесь особое значение имеет именно деятельность Росжелдора. Это и строительство магистральной инфраструктуры, это и высокоскоростные магистрали, обновление подвижного состава и многие другие аспекты и нюансы, которые связаны с работой вашего агентства.
Расскажите об итогах полугодия и о планах.
А.Сахаров: Большое спасибо, Михаил Владимирович, от всех железнодорожников за то, что огромное внимание уделяете нашей отрасли.
Если коротко об итогах работы за 2024 год, в целом мы все плановые показатели выполнили. Росжелдор предоставляет 25 видов государственных услуг. За 2024 год мы предоставили более 57 тыс. услуг. И уже за половину текущего года – 25,5 тыс. Причём 10 услуг агентства представлены на Едином портале государственных услуг, то есть мы их перевели в электронную форму. И хочу отдельно отметить, что благодаря Вашему решению о выделении дополнительных средств из резервного фонда Росжелдор развивает информационную систему одной из самых востребованных у нас услуг – это пономерной учёт железнодорожного подвижного состава.
За шесть месяцев доля электронных обращений по пономерному учёту увеличена с 27% в прошлом году до 60%. И к концу 2025 года мы планируем сократить срок предоставления данной услуги до одного рабочего дня. До 2024 года было 30 рабочих дней. А по ряду инициатив, таких как прекращение аренды и исключение из эксплуатации, услуга будет доступна в проактивном уведомительном режиме, то есть пользователю не нужно будет ничего запрашивать. Проводимая работа по цифровизации услуг позволила сократить время их оказания на треть – с 32 до 21 рабочего дня.
Кроме того, мы оказываем услуги по транспортной безопасности. В интересах обеспечения безопасного функционирования железнодорожного транспорта агентство для работы в сфере транспортной безопасности более 120 тысяч физических лиц аттестовало. Только за 2024-й и половину 2025 года более 40 тыс. свидетельств было выдано физическим лицам для работы в подразделениях транспортной безопасности.
В целом существующая система показала свою эффективность, тем не менее требуется определённая донастройка в связи с новыми вызовами. Нашим подведом дополнительно взято под вооружённую защиту 13 объектов – это посты электрической централизации, искусственные сооружения – и дополнительно сформирована 21 группа быстрого реагирования.
О бюджетных показателях. За 2024 год бюджет Росжелдора составил 191 млрд рублей. И исполнение его составило рекордные 99,87% – это самое высокое исполнение за весь период существования агентства.
По итогам полугодия 2025 года мы кассовое исполнение обеспечили на 58%. Рисков здесь не видим.
В структуре бюджета традиционно основную долю занимают субсидии железнодорожным организациям для безубыточности деятельности – от 70 до 80%. Кроме того, в 2024–2025 годах был предусмотрен капитальный грант для обеспечения концессионных соглашений. В части концессий Росжелдор является концедентом по четырём соглашениям общей стоимостью почти 2,5 трлн рублей. И знаковым, конечно, в июле прошлого года, накануне празднования 50-летия начала строительства БАМа, было подписание ещё одного концессионного соглашения – по строительству высокоскоростной магистрали. Итогом года, можно сказать, основным результатом работы стало успешное финансовое закрытие этого проекта. Были заключены и подписаны договора практически на 1,5 трлн рублей внебюджетного кредитного финансирования.
В настоящее время завершается проектирование всех этапов строительства инфраструктуры высокоскоростной магистрали.
М.Мишустин: Внимательно за этим следим.
А.Сахаров: «РЖД» совместно с «Уральскими локомотивами» осуществляет создание двух первых образцов высокоскоростного подвижного состава. В сентябре в Верхней Пышме уже будет произведена сварка первого шва кузова, а осенью 2027-го планируются испытания поездов на тестовом участке от Зеленограда до Твери. Все участники проекта подтверждают достижение целевого срока начала эксплуатации.
М.Мишустин: Недавно на «Иннопроме» детально это обсуждали. Конечно, очень важно, чтобы сеть железных дорог расширялась, чтобы как можно больше пассажиров и грузов вовремя доставлялось, а издержки были бы минимальными. И конечно, чтобы система работала более эффективно, необходимо активно применять электронные сервисы, о которых Вы сейчас рассказали.
Это в равной степени относится и к нашим новым регионам – Луганской и Донецкой народным республикам, Херсонской и Запорожской областям. Они сейчас активно восстанавливают инфраструктуру. Естественно, интеграция этой инфраструктуры, в том числе и железнодорожной, в общую систему страны должна быть бесшовной, чтобы никаких различий не было. Такие задачи перед нами ставит Президент.
Что делается в этом направлении? По доставке грузов, по пассажиропотоку, в том числе по пригородным электричкам. И заодно, поскольку продолжается сезон отпусков, хотел бы спросить о работе в крымском направлении. Насколько всё ритмично работает, в том числе по пассажиропотоку в Крым?
А.Сахаров: По Крыму. С учётом вводимых ограничений по пляжам Краснодарского края, конечно, большинство туристов переориентировало свой отдых именно на Крымский полуостров. В летний сезон у нас в Крым назначена 21 пара пассажирских поездов, из которых 11 сезонных –сформированный «Гранд Сервис Экспресс». Эти поезда у нас объединяют практически 46 регионов страны.
За полгода предложено мест в этих поездах на 2,7% больше, чем в прошлом году. И перевезено уже более 1,8 миллиона пассажиров, что на 4,3% также выше уровня прошлого года. В летний период впервые назначены новые поезда до Симферополя из Санкт-Петербурга, Таганрога, Владикавказа. Начал курсировать второй двухэтажный поезд из Москвы.
Непосредственно о работе «Крымской железной дороги». Наш подвед в прошлом году отметил свой первый юбилей. Ровно десять лет крымские железные дороги являются частью российской транспортной системы.
И в свой юбилейный год наши коллеги-железнодорожники смогли перевыполнить плановые показатели. Грузоперевозки выполнены в объёме 5,1 млн т, что на 10% выше плана. А пассажирские превысили план на 20%, в общей сложности почти 11 миллионов пассажиров перевезено на полуострове, из которых 6,7 – как раз в пригородном сообщении внутри субъекта. За 6 месяцев 2025 года и по грузовым, и по пассажирским перевозкам удалось показать положительную динамику к уровню прошлого года. Соответственно, на 3% по грузовым и на 2,7% по пассажирским перевозкам.
И как Вы уже отметили, в мае 2023 года ещё один подвед у нас создан – это «Железные дороги Новороссии». Уже с 1 января 2024 года в полном объёме они заработали в федеральном статусе. На сегодняшний день там работает 16,7 тысячи человек, за 2024 год удалось перевезти более 21 млн т грузов, что на 10% превысило плановый показатель. Аналогичная картина с перевыполненным планом наблюдается и в пригородных пассажирских перевозках, где перевезено более 1 миллиона пассажиров.
Темпы в текущем году также динамичные. По грузовым перевозкам это +33%, по пассажирским +18%. Здесь из знаковых событий хотел бы, конечно, отметить окончание строительства участка Карбидный – Кичиксу летом прошлого года, который позволил осуществить транзит со станций российской железной дороги на Крымский полуостров по сухому маршруту, без использования Крымского моста. И за полный год мы перевезли более 2 млн т грузов в этом направлении. А весной этого года уже контейнерные поезда со станции «РЖД» пошли в порты Севастополя.
Также хотел бы отметить, что в мае был открыт вокзал Донецка, который не принимал поезда более 10 лет. Очень символично, что это событие произошло именно в день 80-й годовщины Великой Победы.
М.Мишустин: Надо делать всё необходимое, чтобы мобильность наших граждан была обеспечена. И конечно, здесь надо внимательно следить в том числе за нашими новыми регионами, за южным направлением.
Для решения таких задач, конечно, важны кадры. Это квалифицированные инженеры, технологи, техники. Те, кто будет формировать качественный сервис, кто будет работать над техническими вопросами, водить поезда, ремонтировать подвижной состав. Где берёте кадры и как работаете с профессионалитетом, с высшими учебными заведениями?
А.Сахаров: Кадры решают всё, безусловно. У нас в Росжелдоре девять вузов железнодорожных – от Хабаровска до последнего, который вступил в наши ряды, это Донецкий институт железнодорожного транспорта. И 58 техникумов. То есть общий контингент студентов в течение года у нас почти 140 тысяч человек.
Мы активно в сфере подготовки специалистов ведём координацию своих действий с Министерством образования, Министерством просвещения. И два наших вуза, в Хабаровске и Петербурге, вошли в число участников государственной программы «Приоритет-2030». А 15 техникумов стали участниками федерального проекта «Профессионалитет», где как раз делается акцент на рабочие профессии.
В 2024 году общий приём студентов в вузы на первый курс составил 29 тысяч человек, из которых 60% зачислено через онлайн-суперсервис, что больше чем в два раза уровня прошлого года. И уже в текущем году, сейчас как раз идёт пора поступления, мы расширяем работу этого онлайн-суперсервиса, в том числе на наши техникумы и колледжи.
Особенность наших вузов также в том, что у нас якорный заказчик – это ОАО «РЖД», практически 35% мест у нас занимают именно будущие работники, целевики «Российских железных дорог». И их трудоустройство, как правило, 100%. В целом мы контролируем трудоустройство всех наших выпускников. И традиционно он высок. Последние три года планка ниже 95% не опускается. Это говорит о востребованности тех специалистов, которых мы готовим.
И конечно, отдельно хотел бы остановиться на подготовке специалистов для высокотехнологичных, высокоскоростных наших магистралей. Особенно учитывая Ваше выступление на «Иннопроме» в Екатеринбурге в июле, где Вы обозначили задачу преодоления дефицита кадров рабочих, инженерных профессий.
Наши вузы совместно с Российским университетом транспорта уже ведут работу по подготовке специалистов для ВСМ для эксплуатационного блока. А вот для инженеров-конструкторов – как раз для отечественного подвижного состава современного, в том числе электропоездов ВСМ, – пока базы нет такой. И нами запланировано строительство Института транспортного машиностроения и цифровых технологий на площадке Уральского государственного университета путей сообщения в Екатеринбурге. Это позволило бы обеспечить все предприятия Уральского федерального округа и за его пределами инженерами данной категории. Все необходимые обоснования подготовлены, все мероприятия для включения в бюджет на 2026–2030 годы мы провели. Заручились поддержкой региона и, безусловно, рассчитываем на вашу поддержку тоже в этом вопросе.
М.Мишустин: В первую очередь важно вести системную работу по подготовке кадров. И обновлять учебные программы, перечень специальностей. Вы абсолютно правильно сказали, без квалифицированного заказчика, который методологически обеспечит новую специальность… Здесь Вы сказали про ВСМ. А машинисты, собственно говоря, – на новую технику. Вы сказали о конструкторах, эксплуатантах. Это всё очень непростые вопросы. И именно так нужно с компаниями-производителями, с ФОИВ, которые так или иначе отвечают за эту функцию, за услугу, которую предоставляют гражданам, – формировать эти программы. И с Министерством образования, Министерством просвещения вместе разрабатывать и внедрять самые современные практики обучения наших ребят, чтобы кадры, которые приходили в отрасль, были соответствующими её сложности, её технологичности.
Удачи, чтобы все задачи были исполнены.