Севастопольской службе крови – 60. За эти годы из маленькой станции служба стала настоящим Центром крови. Здесь трудятся люди, которые стоят на страже здоровья севастопольцев каждый день и готовы оказать помощь в самых экстренных и тяжелых ситуациях.
ИВАН БОЕЧКО, главный врач Севастопольского Центра крови (2001-2025 гг.): «Название «центр», оно в себе несёт что? Это отдел заготовки, отдел технического контроля, лабораторная группа. Для нас всегда существует такое понятие «3Б» - безопасность донора, безопасность пациента и безопасность сотрудника. Вот это основные правила, которые я на протяжении 24 лет несу в жизнь. Потому что это самые важные нюансы, которые существуют непосредственно в службе крови»
Первым в нашем городе процедуру переливания крови начал проводить Николай Пирогов во время Крымской войны. В те годы подобные исследования, конечно, только начинались – врачи не знали ни о резус-факторе, ни о группах крови, ни о том, как правильно её переливать.
ИВАН БОЕЧКО, главный врач Севастопольского Центра крови (2001-2025 гг.): «В период Великой Отечественной войны все равно кровь тоже многие люди сдавали. Это было отделение при Первой городской больнице – небольшое, там работало буквально 4 человека, которые тоже проводили забор крови. А вот фактически история Службы крови началась от решения Горисполкома с 1 августа 1965 года «Об организации в городе Севастополе Станции переливания крови»
Тогда на станции работали 30 человек. Первые 10 лет работы станция заготавливала около одной-двух тонн крови. К 1975-му году этот объём вырос – показатель в пять тонн стал ежегодным.
НАТАЛЬЯ ЛАРЧЕНКО, заведующая отделом лаборатории диагностики Севастопольского Центра крови: «Пришла я сюда в далёком 1985 году. Я пришла в клиническую лабораторию, пригласили меня на должность лаборанта работать. И параллельно закончила Симферопольский госуниверситет по специальности «Биология» - я биолог. И потом по окончанию университета я стала работать в лаборатории иммунологических стандартов. Была у нас такая лаборатория, которая занималась изготовлением сывороток для определения групп крови, резус-фактора. И вот в этой лаборатории я начала свою деятельность»
К 2001 году севастопольская служба крови заготавливала не только 5 тонн донорской крови, но ещё и производила жизненно важные препараты: 300 литров 50%-го альбумина и три вида иммуноглобулинов. Это белки, важные для правильной циркуляции крови в организме.
ИВАН БОЕЧКО, главный врач Севастопольского Центра крови (2001-2025 гг.): «Это всё было производство в стекле – это были пробки, колпачки, стекло. Я, когда в 2001 году пришёл работать главным врачом, я ещё весь этот период застал. Мы производили такие препараты, как альбумин, мы производили антирезусный иммуноглобулин. Мы производили ещё три вида иммуноглобулинов. Потом производства уже отказывались, потому что это были очень затратные и дорогостоящие моменты»
В 2005 году в службе появилась пластиковая тара – гемаконы, которые значительно улучшили и ускорили процесс подготовки крови. Также станция обзавелась плазмоферезом – аппаратом для изготовления плазмы. В 2022 году на месте старого здания по производству сухих биоматериалов, построенного в 1947-м году, возвели новый модуль.
ИВАН БОЕЧКО, главный врач Севастопольского Центра крови (2001-2025 гг.): «1000 квадратных метров. С современным подходом, с современным оборудованием, которое уже есть. В модуле есть две камеры низкотемпературные для хранения почти 6 тонн плазмы при температуре от -30 до -80, т.е. это очень серьезное оборудование. На этом фоне ремонты у нас длились с 2017 по 2020-й год. Три корпуса, которые имеются у нас здесь на территории улицы Адмирала Октябрьского, были просто полностью капитально отремонтированы»
В новом корпусе несколько лабораторий. На первом этаже доноров готовят к сдаче крови. Для этого им нужно сдать анализ крови, чтобы выяснить, всё ли в порядке, какая группа крови и нет ли противопоказаний к донорству.
НАТАЛЬЯ ЛАРЧЕНКО, заведующая отделом лаборатории диагностики Севастопольского Центра крови: «Мы с вами находимся в кабинете иммуногематологических исследований, т.е. определение группы крови, резус-фактора, скрининга анти… тел, т.е. вся донорская кровь после забора исследуется в этом кабинете именно по этому профилю. Если раньше все исследования проводились исключительно ручным способом, то сейчас процесс полностью автоматизирован. У нас здесь работают три иммуногематологических анализатора»
В операционном кабинете доноры находятся не больше 10 минут – за это время собирается нужное количество крови. Порой поход в Центр крови может быть символичным – так, Игорь и Дарья решили стать донорами в день своей свадьбы.
ДАРЬЯ И ИГОРЬ, доноры: «Меня к этому делу теперь мой супруг привёл, приобщил, т.к. он уже идёт к цели, чтобы стать… Он идёт к тому, чтобы быть почётным донором. Ну и я уже как-то один раз за компанию сходила в его День рождения, и вот теперь тоже с ним сдаю. Этот путь я начала ещё, чтоб не сорвать, лет семь-восемь назад. У меня ещё товарищи, когда со мной приезжали за компанию, когда узнали, что за это возмещают какие-то денежные средства, я говорю: «Не это основная цель, почему я сюда хожу стабильно раз в два месяца». Это тот момент, когда ты с минимальными усилиями, какими-то энергозатратными ресурсами помогаешь людям. Вот это для меня самое ценное. Для меня это что? Уделить час времени, приехать. Но не дай Бог, кто-то в какую-то ситуацию попадёт, и может именно я смогу ему этим помочь. Да, я не узнаю, но в любом случае так будет. Поэтому внутри это всё равно как маленькая цель, ну и как маленькая традиция в нашей семье, потому что вот на День рождения мой мы тут были, теперь на день свадьбы. Ещё чуть-чуть, и ребёнка родим – тоже сюда приедем»
А в соседнем кабинете проходит немного другой забор крови. При помощи метода цитофереза – выделения необходимых клеток – здесь собирают тромбоциты. Они хранятся всего пять дней и нужны в особо редких случаях.
ВАДИМ АНТИЛОГОВ, и. о. главного врача Севастопольского Центра крови: «Донору точно так же пунктируется вена, подключается расходник для взятия крови, и эта кровь у него берётся маленькими порциями. Эти маленькие порции обрабатываются в аппарате, клетки выделяются и собираются в специальный контейнер – тромбоциты, в данном случае. А остальные клетки – эритроциты, лейкоциты и плазма – возвращаются донору обратно»
ВАДИМ АНТИЛОГОВ, и. о. главного врача Севастопольского Центра крови: «А это специальное помещение для первичного фракционирования крови. Кровь, которая взята от донора, здесь подвергается разделению на эритроциты и плазму. Происходит это с помощью центрифугирования. Вот медсестра сейчас закладывает контейнеры с кровью для помещения их в центрифугу»
Для того, чтобы плазма хранилась дольше и не потеряла своих свойств, её максимально быстро замораживают в специальном аппарате.
ВАДИМ АНТИЛОГОВ, и. о. главного врача Севастопольского Центра крови: «Вот эта плазма, полученная сегодня от доноров и фракционированная, замораживается при температуре порядка -60 в течение получаса для того, чтобы ее температура достигла минимум -30 градусов. А затем плазму переносят в специальном морозильном отсек. Здесь она может храниться до 5 месяцев при постоянной температуре в -30 градусов».
Центр крови стремится к улучшению своих показателей. Так, к концу 2025 года Севастопольская служба крови планирует заготавливать 10 тысяч литров донорской крови. Планы на будущее большие, и есть, куда стремиться – ведь впереди ещё столько юбилеев, которые Центр крови отпразднует вместе с севастопольцами.
ИВАН БОЕЧКО, главный врач Севастопольского Центра крови (2001-2025 гг.): «Я весь город поздравляю с этим праздником. И наших партнёров-доноров, и наших коллег в лечебных учреждениях, которые занимаются вопросами трансфузии. Всем пожелать крепкого здоровья, счастья, гармонии и мирного неба над головой. Будьте здоровы!»
Мария Легина, Дмитрий Фомин, «Севинформбюро»