В начале февраля 2021 года в Севастополе приступили к замене дорожного полотна на улице Суворова. Городские власти обещали сделать ремонт образцово-показательным – была создана специальная рабочая группа, в которую вошли глава Ленинского района, депутаты Законодательного собрания, историки, местные жители. Однако по итогам работ журналисты НТС вместе с общественниками обнаружили явный дефект свежеуложенной брусчатки: рабочие оставили зазоры между камнями, не подобрали их по размеру и форме, а просто уложили на песчаную основу. Как следствие, историческая брусчатка просто «поплыла».
«Все мыслимые и немыслимые нормы укладки брусчатки нарушены. Мы можем в любом месте подойти, спокойно взять и вынуть любой камень».
К качеству исполнения госконтракта претензии появились и у Прокуратуры, а глава Дептранса пообещал переделать работы. В итоге, контракт с подрядчиком был расторгнут, и капремонт доделывал в 2022-м «Севастопольский автодор».
Спустя 3 года историческая брусчатка на улице Суворова снова «встала на дыбы». По словам Анатолия Пряшникова, аттестованного специалиста Министерства культуры Российской Федерации по реставрации объектов культурного наследия, нынешнее состояние покрытия – прямое следствие проводимых 3 года назад работ.
АНАТОЛИЙ ПРЯШНИКОВ, аттестованный специалист Министерства культуры РФ по реставрации объектов культурного наследия: «В первую очередь, это калибровка его [камня]. Потом подборка того материала, на котором будет укладываться, так называемая гарцовка. Непосредственно при укладке – видите, он имеет не совсем правильные геометрические формы, а это подгонка при укладке каждого камня, грубо говоря. И с такой скоростью, когда это было сделано за 2 дня – конечно, это не сделаешь качественно».
Сильнее всего историческая брусчатка пострадала на улицах Суворова и Фрунзе – на подъёме от ул. Воронина к Владимирскому собору-Усыпальнице адмиралов. В первую очередь дефект дорожного полотна замечают водители.
«Проезжаю часто – у меня дети в 1-й гимназии учатся. Но, судя по всему, подъём стал за лето хуже. Как бы и так было «стрёмненько», но сейчас ещё похлеще стало».
Грамотная укладка брусчатки – очень кропотливый и долгий процесс, тем более в историческом центре Севастополя. И потому подходить к ремонту покрытия здесь следует максимально деликатно и бережно – уверен Анатолий Пряшников. Стоит отметить, что аттестованный Минкультом реставратор больше переживает за безопасность автомобильной дороги, которая ведёт к 1-й гимназии, а вот исторические камни выдерживали и не такое.
АНАТОЛИЙ ПРЯШНИКОВ, аттестованный специалист Министерства культуры РФ по реставрации объектов культурного наследия: «Он как лежал, так и будет лежать и тихо перекатываться. За камень я не переживаю. Потому что что бы здесь не происходило, он будет целый, а вот цельность дорожного покрытия уже вызывает опасения. Ну и про эстетику я молчу».
Редакция телеканала НТС направит информационный запрос в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Правительства Севастополя с просьбой рассказать – когда чиновники планируют привести в порядок дорожное покрытие в историческом центре города.
Николай Кузнецов, Денис Александрович, «Севинформбюро»