Он стал мировой классикой кинематографа и вошёл в списки «фильмов всех времён и народов».
Легендарной кинокартине «Броненосец «Потёмкин» режиссёра Сергея Эйзенштейна исполнилось 100 лет. В Севастополе юбилей киношедевра отметят открытым показом в кинотеатре «Москва».
«Броненосец Потёмкин» был снят в 1925 году и впервые показан в Большом театре в Москве 21 декабря того же года. История создания киношедевра имеет прямое отношение к Севастополю. В Городе-Герое снимали часть кадров для эпической ленты Сергея Эйзенштейна о мятеже моряков. В основе – реальные исторические события 1905 года. Экипаж броненосца «Князь Потёмкин Таврический» поднял восстание, жители Одессы поддержали мятежных моряков. Бунт был жестоко подавлен царскими войсками.
«Точно известно, что сцены, когда восставшие матросы выбрасывают за борт своих моряков, снимались здесь в бухте. Причин много было. Здесь проще было поставить вокруг много кораблей, свет, звук», — рассказал директор ГАУ «Севастополькино», член союза кинематографистов России Дмитрий Гарнега.
Режиссёр Сергей Эйзенштейн применил новаторские для того времени приёмы и воплотил собственные авторские идеи.
«Он очень сильно играл со светом, злодеи подсвечены снизу, добрые люди подсвечены сверху. Впервые он использовал изображение через решётку как доказательство того, что человек сидит в неволе. Очень интересно, что например, Потёмкинская лестница в Одессе не называлась потёмкинской до этого фильма. Её строил Воронцов, к Потёмкину она никакого отношения не имела. Но после показа этого фильма, она стала называться Потёмкинской. Ещё чем взял Эйзенштейн, это первый цветной фильм. Они сделали так, что флаг, который развевался в конце фильма, стал красным, он был покрашен. Просто прямо на кадрах было покрашено краской на каждом кадре – 108 кадров были закрашены», — говорит директор ГАУ «Севастополькино», член союза кинематографистов России Дмитрий Гарнега.
Фильм, снятый на тему революции, был тогда, что называется, «на злобу дня». А сложность съёмки и подачи кинематографисты всего мира до сих пор считают гениальной.
– Даже спустя 100 лет после создания фильма его показывают во всех киношколах мира. На ваш взгляд, почему интерес к нему не ослабевает, и он до сих пор актуален?
– В фильме применено очень много новаторских идей, которые в дальнейшем использовались во всём мировом кинематографе. Этот фильм клиповый, как мы сейчас его называем. А тогда эта нарезка была поистине революционной. В нём снимались очень известные люди. Например, Александров – режиссёр фильмов «Волга-Волга», «Весёлые ребята». Он был учеником Эйзенштейна.
К юбилею фильма легендарный «Броненосец Потёмкин» получил новую жизнь – это три звуковые версии, с хором и симфоническим и камерным симфоническим оркестром.
– Есть ли какой-то эпизод в фильме, который бы вы отметили и который, на ваш взгляд, выглядит мощно?
– Конечно. Это момент, когда царская эскадра должна стрелять в «Броненосец Потёмкин, и тут захватывающее действо, как великолепно это сделал Эйзенштейн. Они идут, нет музыки, речи нет, и сейчас будут стрелять друг в друга, уже зарядили все пушки или братья. Потёмкинцы говорят: присоединяйтесь к нам, а эти не стреляют и корабль просто проходит сквозь эскадру без единого выстрела. Это, конечно, сделано у Эйзенштейна здорово – именно сам накал страстей, сюжета отыгран великолепно.
Для севастопольских зрителей картину покажут в кинотеатре «Москва» 19 декабря, куда могут прийти все желающие. Ведь, по словам киноведов, такие эпические картины – часть истории огромной страны, без которой представить современную Россию просто невозможно.
Кристина Костюченко, Виктор Шемшура. Первый Севастопольский.








































