
Весной 1886 года 25-летний Исаак Левитан впервые отправился в Крым. Как и все путешественники по Крыму, он прибыл на севастопольский вокзал, главный железнодорожный порт полуострова.
Никаких дневников или писем, подтверждающих, что художник задержался в городе или его окрестностях, не сохранилось. Биографы упоминают только Ялту, Гурзуф, Массандру и Алупку.
Но есть один аргумент в пользу того, что Левитан не просто проехал мимо. О нем — чуть позже. Вернувшись в Москву, Левитан выставил крымские работы на Периодической выставке. Их быстро раскупили, а о художнике заговорили как об открывателе «нового Крыма» — не экзотического, а сдержанного и лаконичного.
Среди крымских этюдов наше пристальное внимание привлек один — «Берег моря».
Если сравнить этюд с реальными локациями, наиболее убедительное сходство обнаруживается с побережьем Фиолента, а именно — с видом от Яшмового (Монастырского) пляжа в сторону мыса Айя. Характерный силуэт скал над тающим в голубой дымке мысом Айя, их ступенчатый спуск к воде и общий характер пейзажа очень близки.
Можно предположить, что, оказавшись в Севастополе, Левитан совершил поездку на Фиолент (в Георгиевский монастырь?), где и написал этот этюд.
Это означало бы, что его первое знакомство с Крымом — с той новой, непривычной для него реальностью скал, моря и света, — могло начаться именно здесь с диковатого, величественного побережья у Севастополя.






































