Коллекция Херсонеса Таврического снова переезжает — только теперь в новое здание. Оно вместит в себя почти триста тысяч предметов, более того, там откроют экспозиционные залы. Как идет подготовка к «исторической миграции»? Наша съемочная группа сегодня одной из первых побывала в стенах нового музейного фондохранилища.
Большой переезд начинается в маленьком помещении. Работники музея складывают и упаковывают тысячи предметов фондовой сокровищницы Херсонесского музея. Сортируют и подсчитывают всё: от украшений до мечей и топоров. Металл, керамика, стекло — у каждого материала свой характер и свои капризы. Но главное для всех — поддерживать определенную температуру и влажность воздуха.
«Здесь у нас хранятся удила, инкрустированные серебряной нитью. Это, естественно, связано с лошадьми. На удила укреплялись псалии, по бокам морды лошади. Для того чтобы материал хорошо хранился, мы складываем предметы музейные из металла в боксы с силикагелем. Он как раз и отвечает за влажность. Особенно металла — хранится он сложно.»На полках хранятся как находки из раскопок вековой давности — еще отца-основателя Херсонесского музея — Карла Косцюшко-Валюжинича, так и современных археологов. Например, при строительстве трассы «Таврида» удалось найти неразграбленный могильник.
Евгения Колесник, хранитель музейных предметов первой категории музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Уникальный некрополь — это маленькое сообщество людей, которое 4 века жило на одном месте и хоронили их 4 века, поколения небольшого народа, который был тесно связан и с Херсонесом, и с другими центрами Римской империи. Это римское время, конец первого века нашей эры, конец пятого века нашей эры.»Эксперты говорят, сложнее всего перемещать стекло. Некоторые из сосудов реставраторы собрали буквально по крупицам — из полусотни фрагментов. При переезде предметы не теряют. Если экспонат сейчас на выставке — его заменяет карточка.
Евгения Колесник, хранитель музейных предметов первой категории: «Конечно, ничего не потеряется, всё вернется на свои места. У нас существуют карточки-заместители предметов, и предмет вернется с выставки в свою коробку, в свой бокс, к своему силикагелю и будет правильно храниться дальше.»Херсонес Таврический — первый крымский музей, для которого построили отдельное фондохранилище. Площади позволяют вместить всю коллекцию, а это почти триста тысяч предметов. Уже перевезли пятую часть.
Наталия Демиденко, главный хранитель музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Основная масса предметов, которые здесь представлены, — это архитектурные детали христианских храмов Херсонеса. Начиная с пятого века и, скорее всего, до 10-11 веков. Здесь есть и алтарные преграды, и капители, и мраморные колонны. Весь мрамор, который мы здесь с вами видим, — это мрамор не Крымского происхождения, здесь его никогда не было, привозили его с греческих островов. И все эти архитектурные детали — они для Херсонеса были привозными. Привозили либо готовые, либо заготовки для оформления христианских храмов.»Запирать двери наглухо не планируют — наоборот. Вскоре фондохранилище станет точкой притяжения для севастопольцев. Запроектированы экспозиционные залы как для постоянных, так и временных выставок и зал открытого хранения. Какие именно предметы из обширной коллекции туда попадут — пока секрет. В приоритете — целостность предмета, его редкость и о чём он может рассказать.
Наталия Демиденко, главный хранитель музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Специалисты, которые составляют выставку, обязательно учитывают происхождение предмета. Иногда маленький амулет из Северной Африки бывает чрезвычайно интересен для того, чтобы показать те же торговые отношения Херсонеса и других районов обитаемого мира в ту эпоху.»Пока всё это — планы. Впереди у работников музея еще много работы — как внутри, так и снаружи. Территорию вокруг нового здания на Античном проспекте благоустроят — тоже с элементами истории. Как в итоге будет выглядеть фондохранилище — узнаем позже, когда оно откроет двери для посетителей.
Александра Сусенкова, Денис Прошин, Эдуард Новожилов, «Вести Севастополь»