84 года назад часть этой коллекции отправилась в культурную эвакуацию. Путь предстоял далёкий - как раз до Свердловска. Для людей, которые охраняли артефакты, цель - спасти экспонаты - оказалась выше желания спасти свою жизнь
То, каким мы видим Херсонес сейчас, – это заслуга археологов, исследователей и научных сотрудников, которые на протяжении 200 лет аккуратно возрождали историю. В начале раскопок – 1827 году, здесь – ничего. Все городище скрыто под слоем земли – от 1 до 7 метров. К 1941 году Херсонес выглядел иначе – обнаружена базилика, дома. Музей – в расцвете: завершен ремонт, обновлена экспозиция. Да и раскопки в разгаре. А уже к 1942 многое изменится: на античный полис с противоположной – северной стороны, направлены орудия фашистов, велись постоянные обстрелы, а вместо троп – колючая проволока. Началась оккупация Севастополя", - рассказывает корреспондент Анна Селищева. Почти за два года здесь произойдут, казалось бы, необратимые изменения: в Свято-Владимирском соборе и около него немцы устроят мастерскую по ремонту машин, склад боеприпасов, а впоследствии собор разрушат. Пострадают помещения музея, коллекции частично разграбят. Наибольший урон будет нанесен оборонительным стенам. "В этом углу немцы его облюбовали в качестве индивидуального убежища. Удобное место, закрытое со всех сторон. Была изъята часть кладки. Сюда можно было залезть, закрыться этой же плитой»", - рассказывает Татьяна Прохорова, заведующая научно-архивным отделом Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Точное число утраченных памятников назвать сложно. К 44-му году считалось - больше 400 экспонатов, но оказалось – тысячи! К началу войны в Херсонесе работают 43 человека, к концу в живых останется только 16. В октябре 41-го, когда началась оборона Севастополя, штат музея распустили. Следить за памятниками истории в оккупацию остался Александр Тахтай. "Александр Кузьмич был отправлен в концлагерь в Бахчисарай, потом под Симферополь и только спустя полтора месяца вернулся в Херсонес. В его обязанности входило хранение древних памятников, и он должен был работать на немецкий режим. Ему удавалось эпизодически проводить охранные раскопки на городище и за пределами Херсонеса. Эти коллекции до сих пор хранятся в фондах нашего музея", - вспоминает Татьяна Прохорова, заведующая научно-архивным отделом Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» С первого дня войны главной задачей было спасти коллекцию. Предметы из византийской и античной подготовили к эвакуации. Места раскопок сфотографировали, описали и законсервировали. Но вывезти всё не представлялось возможным. "Согласно эвакуационного плана для этого взяли две большие цистерны, которые благодаря тому, что они находятся на значительной глубине, смогли на протяжении все оккупации сохранить памятники. Согласно чертежам эти цистерны находились на центральной площади за Владимирским собором. То есть практически под нашими ногами находилась и находится античная цистерна, где были укрыты части античного лапидария", - комментирует Татьяна Прохорова, заведующая научно-архивным отделом Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Мозаичный галечный пол на северном берегу Херсонеса засыпали землей. Основную часть коллекции решили вывезти в Свердловск. И сделать это должен был один человек - Станислав Стржелецкий. Больше 11 тысяч уникальных артефактов в 108 ящиках. В путевом дневнике Стржелецкого – подробности этой операции. За нее уже в 44 году он получит благодарность ..... и премию в тысячу рублей. Оренбург и Свердловск. В него Стржелецкий прибыл спустя три месяца - 23 декабря. Коллекцию разместили в Музее революции. Он тогда располагался в доме Ипатьева, в котором за 20 с лишним лет до этого расстреляли царскую семью. "Он сразу же практически с вокзала отправился у музей, где ему выделили денежное довольствие, помогло с теплой одеждой, обувью. Разбиваются огороды, он их охранял, деньги, конечно, не получал. его оплатой была картошка",- рассказывает Игорь Пушкарев, директор Музея истории ЕкатеринбургаЗа 22 месяца эвакуации хранитель херсонеских ценностей не покидал коллекцию ни на день. Его внучка – Ольга Стрежелецкая бережно хранит историю семьи и гражданского подвига своего деда, хоть сама никогда его не видела. "Они жили во флигеле Ипатьева дома, где хранилась вот эта коллекция СКЛЕЙКА 06.52 там родился мой отец в 44 году. Все так перемешано. Он мне все время говорил: я родился в Ипатьевом доме, а я у бабушки спрашиваю, как так. Она: он родился в больнице, но все время говорил, родился там. А потом они вернулись в Севастополь в 44 году. Они жили вон в том доме. Там была ванная, была вода. И это было уже очень хорошо. Это все родное, понимаете, руины, поля, трава, запах. Все это в нас!", - вспоминает Ольга Стрежелецкая, внучка Станислава Стржелецкого
Вместе с семьей в Севастополь вернулась и коллекция. Без потерь. Другим сотрудникам музея удалось спасти даже предметы, которые оставались в Херсонесе в оккупацию – античный мраморный рельеф-акант IV в. до н. э. и барельеф с изображением грифона на два века моложе. Их немцы упаковали в ящик для отправки генерал-фельдмаршалу фон Манштейну, главнокомандующему 11-й армией. Посылка доставлена не была. Артефакты остались в музее. Спустя 80 с лишним лет в Херсонесе удалось найти считавшиеся утерянными экспонаты. На раскопках 24 года в одной из кладок, устроенных немцами как оборонительное укрепление, обнаружили фрагменты мраморных статуй времён античности. Сейчас все ценности вновь аккуратно упакованы и разложены в коробки. Коллекция Херсонеса Таврического переезжает. Фонд, который за 80 лет увеличился в три раза, начинает жизнь в новом хранилище и музее Античности и Византии Нового Херсонеса. Анна Селищева, Наталья Бабкевич, Денис Прошин, Анастасия Пипенко. Вести Севастополь
