СЕВАСТОПОЛЬ, 14 апреля. /ТАСС/. Число мирных жителей и военнопленных, погибших во время гитлеровской оккупации Крымского полуострова, выше, чем было официально заявлено в советское время. Такие выводы можно сделать с учетом вновь появляющихся, в том числе рассекреченных данных, сообщил ТАСС представитель УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю Игорь Верешков, в зону ответственности которого входит работа с ведомственными архивами.
"Согласно обобщенным сведениям о жертвах нацистской оккупации Крымской АССР, подготовленным Крымской республиканской чрезвычайной комиссией по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, нацистами и их пособниками на полуострове были убиты и замучены 107 243 мирных гражданина и 44 934 военнопленных, угнаны в Германию 85 447 человек. Анализируя современные исследования по вопросам нацистской оккупации Крыма, появляющиеся в научном обороте архивные документы, можно говорить, что количество жертв геноцида среди мирного населения было больше, и приведенные выше данные необходимо пересматривать в сторону увеличения. Это должно стать предметом отдельного исторического исследования", - уверен представитель УФСБ.
Верешков уточнил, что убийство мирных жителей и карательные операции оккупационными властями в Крыму носили массовый характер, после захвата полуострова был установлен жесткий репрессивный режим. Бои за полуостров начались осенью 1941 года, а последним оплотом советской обороны стал Севастополь, который продержался до июля 1942 года. Освобожден Крым был только весной 1944 года.
Новые данные
Несмотря на тщательно проведенное после войны расследование, не удалось сразу же установить все факты убийства мирных жителей и военнопленных, а часть документов оказалась под грифом "совершенно секретно". Часть из них обнародуется только сейчас - например, пакет таких документов накануне 80-летия Победы рассекретило УФСБ.
"Организовывались сборы местных жителей - еврейской, цыганской национальностей и крымчаков, которых в массовом порядке, независимо от пола и возраста, расстреливали и умерщвляли иным образом. Убить или отправить в концлагерь могли за неповиновение распоряжениям оккупационных властей, перемещение по населенным пунктам без разрешения, невыход на принудительные работы, а также за другие неугодные захватчикам действия или по подозрению в таковых. Если в каком-то населенном пункте погибал немецкий военнослужащий, нацисты брали в заложники и расстреливали 50 мирных жителей", - привел пример Верешков.
Еще более ожесточенным геноцид населения Крымского полуострова стал к концу 1943 года, когда Красная армия перешла в наступление на Кавказе и юге СССР - и значительная часть сведений об этих преступлениях рассекречивается только сейчас или все еще хранится в закрытых архивах. В горной местности, где базировались партизаны Крыма, оккупационные власти стали создавать "мертвую зону", выселяя и убивая мирных жителей, сжигая целые населенные пункты; проводились облавы на партизан и подпольщиков, а их семьи разыскивали и уничтожали. В это же время шла ликвидация концлагерей и лагерей военнопленных: узников массово расстреливали, сжигали, топили и умерщвляли другим образом. А весной 1944 года, когда потеря Крыма стала очевидна, при эвакуации немецких и румынских военнослужащих и местных коллаборационистов на палубах кораблей в качестве живого щита размещались мирные граждане - женщины, старики и дети; в оставляемых гитлеровцами городах совершались массовые беспричинные убийства.
"Не секрет, что полуостров должен был быть полностью очищен от местного населения, заселен немцами и переименован в Готенланд. Факт геноцида населения Крыма в годы нацистской оккупации подтвержден судебным решением. Но спустя 80 лет после Великой Отечественной войны появилось множество попыток фальсифицировать историю, и бороться с этим можно, распространяя достоверную информацию, в том числе из архивных документов", - добавил Верешков.
По данным УФСБ, сведения из рассекреченных документов об убийствах мирных жителей и военнопленных, были представлены на тематическом мероприятии сотрудников правоохранительных органов, посвященном роли войск НКВД в годы Великой Отечественной войны, который был организован и проведен в Севастополе УФСБ совместно с управлением информационной политики правительства региона и УМВД России по городу Севастополю. В частности, глава управления информационной политики Александр Назаров рассказал, что данные о геноциде мирного населения Крыма в числе прочей информации представлены в цикле передач "Тайная война за Крым и Севастополь", снятом местным телевидением накануне 80-летия Победы.
Главный хранитель фондов музея Народного музея севастопольской полиции им. М. С. Казакевича Ольга Кашицына в свою очередь отметила, что даже сейчас до конца неизвестна судьба погибших при обороне Севастополя - в том числе, сотрудников НКВД, принявших последний бой за город у мыса Херсонес. Дело в том, что десятки тысяч военнослужащих, а вместе с ними сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности погибли в боях последних дней или в плену, и информацию о них собирают по крупицам: даже о судьбе начальника городской милиции Василия Бузина не было известно ничего, пока в 2009 году на последней линии обороны не был найден его орден.