В Севастополе продолжается ликвидация разлива нефтепродуктов в Чёрном море

В Севастополе продолжается ликвидация разлива нефтепродуктов в Чёрном море

Со дна Чёрного моря в прибрежной зоне Анапы собрано около 440 тонн замазученного грунта. Как сообщил на этой неделе вице-премьер Виталий Савельев, группировка флота, задействованного на работах по подъёму мазута, составляет шесть судов и восемь эжекторных установок. До первого мая будет усилена сводная водолазная группировка. Общее количество водолазов превысит 110 человек. Ликвидация последствий разлива нефтепродуктов в акватории Чёрного моря идёт и в Севастополе. Сотрудники спасательных служб и волонтёры работают на побережье. История вопроса — в специальном репортаже Полины Галушко.

Голубая бухта. Живописный пляж издалека выглядит обманчиво чистым. Уже четыре дня здесь работает МЧС. Мазутные пятна на камнях и скалах отмывают с помощью парогенератора высокого давления. Ставшие жидкими нефтепродукты собирают же с помощью сетей, сорбентов и боновых заграждений.

Камила Абрамкина, начальник группы радиационной и химической защиты АЧС Специализированного отряда ГУ МЧС России по г. Севастополю: «То есть вода там нагревается до 140 градусов и подается под давлением. Получается, сорбент впитывает в себя мазут вместе с водой. То есть мы подаем пар, сорбент в себя впитывает мазут, а мы это убираем.»

Работы еще немало, и гарантий, что один и тот же участок не придется очищать повторно после очередного шторма, никаких. И всё же это определенный успех в решении мазутной проблемы, с которой на Черноморском побережье борются уже несколько месяцев.

15 декабря в результате крушения танкеров «Волгонефть» в Керченском проливе в море вылилось несколько тысяч тонн мазута. Весь ущерб экологии еще предстоит оценить. На новогодних каникулах стало ясно: Крым и Севастополь не избежали последствий катастрофы. На борьбу с мазутом сразу вышли спасатели и волонтёры.

Андрей Сенников, начальник аварийно-спасательного подразделения портов Республики Крым и г. Севастополя: «Работа осуществляется ручным методом, используются лопаты, используются грабли, используются вёдра, используются полиэтиленовые пакеты, в которые собираются нефтесодержащий продукт. В ёмкости складируются в бочки 200-литровые для дальнейшего хранения и утилизации.»

Топочный мазут М-100 — груз злополучных танкеров, попавший в море, — по своим свойствам отличается от других нефтепродуктов. Он застывает при 25 градусах, а значит, в холодное время года сразу опустился на дно. Для всех вовлечённых в уборку пляжей это означало: нужно поторопиться очистить побережье от выброшенного волнами мазута до окончания зимы. Вызовом стала очистка каменистых участков: сгрести загрязненный грунт с помощью техники здесь невозможно физически.

Екатерина Олизаренко, волонтер: «Мальчишки снимают гальку, которая вся в мазуте, и потом идешь, когда на чистовую, вроде как чистый пляж, а потом вот копнула — и добрый вечер. Вот оно просочилось уже на 5 и ниже сантиметров.»

Что делать с черными пятнами на камнях — этот вопрос волновал всех, кто участвовал в ликвидации чрезвычайной ситуации. Каждый день работы требовал новых неординарных решений.

Арина Сидорина, волонтер: «Если находится загрязнение на камнях, как сейчас, где мы находимся, поливаем „Фэйри“, даем минутку хотя бы, чтобы это „Фэйри“ немножко впиталось, и потом соскребаем. А затем еще песком немножко делаем абразив, чтобы окончательно всё стереть.» Павел Ткачёв, волонтёр: «Я подумал — либо гвоздодёр взять, либо взять кирку. Взял кирку, ручку надел, и ей очень удобно грести, подгребать. Потому что мазут немножко ушёл под камень.»

На помощь пришли и жители далёких от юга регионов. Волонтёры движения «Чистая Арктика» одними из первых прибыли в Краснодарский край, а затем и в Крым.

Ирина Пятова, волонтёр (г. Тула): «Несколько дней пришлось лежать дома, отлеживаться, лечиться. Глаза чешутся до сих пор. Поэтому даже если запаха мы не чувствуем, тем не менее при работе с мазутом обязательно надо использовать маски, защитные очки. Это обязательно, этим пренебрегать нельзя.» Александр Ефремов, руководитель экспедиционной группы проекта «Чистая Арктика»: «Поднимаем, собственно, здесь в гору, потому что техника сюда не дойдет, приходится все носить на себе. Поднимаем, подходит техника, и грузим уже наверху на машину, поднимаем выше, там есть специализированный контейнер для утилизации всех этих отходов, после чего они идут на глобальную утилизацию.»

Вывоз собранного грунта — неотъемлемая часть процесса очистки побережья. Иначе мазут из мешков со временем обратно попадет в почву и море. Региональный оперативный штаб поставил задачу: все отходы нужно отправить на переработку, чтобы затем они превратились в асфальт для новых дорог.

Павел Харламов, сопредседатель Штаба общественной поддержки г. Севастополя: «Даже из самых труднодоступных мест организовывается доставка силами Севастопольской спасательной службы, силами МЧС, при помощи лодок, морем из бухт Фиолента, Балаклавского района эти мешки эвакуируются. Оставляйте, пожалуйста, заявки на номер 112, где именно собраны эти мешки, и их обязательно вывезут.» Михаил Развожаев, губернатор г. Севастополя: «Это будет по-хозяйственному. Мы 160 тонн грунта сэкономим, уберем из смет строительства. Сейчас мы поймем, что технология работает, они проведут обеззараживание, и оформим этот вторичный продукт как объект переработки, чтобы использовать дальше в хозяйственном ведении.»

Отдельным направлением стало спасение водоплавающих птиц. Чомг, гагар и других пернатых, испачкавшихся в мазуте, в государственный ветеринарный центр приносили круглые сутки. Жители мыса Фиолент спускались на берег с наступлением темноты, когда птица выходит из воды и более спокойна.

Алёна Романенко, координатор волонтёрской группы по спасению птиц: «Когда идешь по воде, нету шума. И идёт как минимум два человека: один человек с сачком, который ловец, и один человек с фонариком. Когда ближе подходишь, птица, бывает, встает, она слышит шорох, смотрит по сторонам. Мы замираем в этот момент, пока она не сядет и не начнет либо чиститься, либо отвлечется от нас. После этого мы дальше продолжим движение.»

Затеи аккуратная транспортировка в коробках, где пернатых пациентов ждали другие заботливые руки.

Юлия Благий, ведущий ветеринарный врач Государственной ветеринарной службы г. Севастополя: «Мы контактируем руками, из-за этого птичка переживает, поэтому ей нужна длительная реабилитация, так скажем. Но кушают они хорошо, то есть из-за того, что они сейчас не могут сами добыть еду, мы их кормим, и они, видно, что очень довольны.»

Главным центром реабилитации пострадавших птиц в Крыму стал парк «Тайган». Тёплые полы в вольерах и бассейны, свежая рыба, квалифицированная ветеринарная помощь — сотрудники парка и многочисленные волонтёры внесли огромный вклад в то, чтобы пернатые выжили после тяжелейшего для них стресса и отравления.

Олег Зубков, директор парка львов «Тайган»: «Мы сидим в вольерчике, где находятся краснокнижные гагары. Это редкая полярная птица, особо ценная, и сегодня у нас таких птиц, краснокнижных, 30% от всего количества. У нас содержится здесь живых более 700 птиц.»

Так прошли три месяца тяжелого ежедневного труда многих сотен и тысяч людей с экологическим бедствием. Уже весной власти Севастополя объявили, что основной этап уборки пляжей и акватории на территории города завершен. Теперь 165 километров береговой линии — объект ежедневного мониторинга Спасательной службы города, а субботники по уборке мазута проводятся по необходимости.

Павел Харламов, сопредседатель Штаба общественной поддержки г. Севастополя: «На данный момент больших выбросов мазута новых не обнаружено. Уборка сейчас продолжается в режиме субботников. Каждую субботу-воскресенье, если позволяет погода, мы убираем труднодоступные пляжи, где не было возможности сразу организовать глобальный вызов загрязненной породы. Остаются только точечные загрязнения, к которым сейчас применяются современные экспериментальные методы очистки: это уборка при помощи пара, специальные сорбенты. В общем, все рекомендации федерального штаба по ликвидации ЧС применяются в Севастополе по мере необходимости.»

Можно ли говорить о том, что угроза миновала? Учёные Института биологии южных морей Российской академии наук очень осторожны в своих выводах. Пробы воды специалисты брали в январе и в конце марта в ходе экспедиции научного судна «Профессор Водяницкий» — значительных превышений концентрации нефтепродуктов не выявили. Но в ближайшее время вода будет прогреваться, а значит, на определённых участках побережья вероятность повторного загрязнения исключать нельзя.

Сергей Алёмов, ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН: «В том числе они брали пробы в акватории Керченского пролива, постарались как можно ближе подойти к месту аварии — эти пробы сейчас обрабатываются, пока результатов нет. И мы планируем провести экспедиционные исследования по тем же станциям, где мы были зимой в мае, когда будет потепление воды, и поведение мазута может несколько измениться.»

Специалисты института изучали последствия крушения судов в том же Керченском проливе в 2007-м. Тогда нефти было меньше, и Чёрное море очистилось примерно за полтора года. Сколько мы будем ощущать последствия нынешней катастрофы — сейчас не скажет никто. Но те, кто внёс свой вклад в её ликвидацию, должны быть уверены: без их бесценной и своевременной помощи всё могло быть намного хуже.

Полина Галушко, Виталий Козловский, Эдуард Новожилов, Юлия Славина, Вести Севастополь.

В Севастополе продолжается ликвидация разлива нефтепродуктов в Чёрном море

Источник: Вести Севастополь

Топ

Лента новостей