Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова бразильской газете «О Глобо» (28 апреля 2025 года)
Вопрос:Одной из целей председательства Бразилии в БРИКС в 2025 году является расширение торговли между странами-участницами. Какие возможности видит Россия для расширения использования местных валют в торговых расчётах?
С.В.Лавров: В условиях ускорившейся фрагментации мировой экономики естественно, что государства Глобального Юга и Востока снижают долю западных валют в расчётах между собой. Никто не хочет пострадать от санкций, которые Запад вводит против «неугодных» стран.
В #БРИКС ведётся работа над обеспечением бесперебойных расчётов. Мы можем говорить о неплохих результатах. Например, доля рубля и валют дружественных стран составила 90% в расчётах России со странами БРИКС по итогам 2024 года. <...>
Вопрос:Ещё одной важной темой для БРИКС является укрепление глобального управления и многосторонности. Как Вы думаете, что государства БРИКС могут сделать в этом направлении?
С.В.Лавров: С момента своего образования в 2006 году объединение БРИКС существенно окрепло. Сегодня оно представляет собой центр согласования интересов ведущих стран Мирового большинства. В БРИКС в полной мере соблюдаются принципы равенства, взаимного уважения и баланса интересов всех участников.
Видим в нашем объединении одну из опор многополярного мира, важный механизм многостороннего сотрудничества. <...> Страны БРИКС не стремятся занять чье-либо место, а нацелены на формирование благоприятных условий для укрепления своего потенциала.
Вопрос: Бразилия выступает за расширение Совета Безопасности ООН. Какова текущая позиция России по этому вопросу?
С.В.Лавров: Россия исходит из необходимости выверенной реформы Совета Безопасности как одного из главных органов ООН. <...> Для нас совершенно очевидно, что формирование многополярного мироустройства предполагает расширение представленности в Совете Безопасности ООН Глобального Юга и Востока – то есть стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Мы выступаем против предоставления дополнительных мест западным странам и их союзникам — их и так слишком много в Совете Безопасности. Не готовы поддержать кандидатуры Германии и Японии по причине возрождения в этих странах идеологии милитаризма.
Ключевые тезисы:
• Между Москвой и Вашингтоном продолжается диалог по поиску путей урегулирования. Надеемся, что он даст взаимоприемлемые результаты.
• По нашим впечатлениям, американские собеседники стали лучше понимать позицию России по ситуации вокруг Украины. Рассчитываем, что это поможет им в диалоге с Киевом и отдельными странами Европы.
• Вызывает определённый оптимизм, что в отличие от администрации Дж.Байдена, которая накачивала киевский режим смертоносным оружием и активно втягивала Украину в НАТО, нынешняя американская администрация пытается понять первопричины кризиса.
• Режим Зеленского показал отсутствие политической воли к миру и нежелание отказаться от продолжения войны, которая поддерживается русофобски настроенными кругами ряда стран Евросоюза, прежде всего, Франции и Германии, а также Британии.
• Вместо содействия урегулированию Евросоюз стремится подрывать достижение договорённостей под предлогом того, что его не очень-то и зовут на переговоры.
• Россия ценит стремление наших партнёров вносить вклад в создание условий для мирного урегулирования украинского кризиса. С подобными инициативами выступили более 20 государств и ряд региональных организаций из Латинской Америки, Азии и Африки.
• Наша позиция по урегулированию хорошо известна. Исходим из того, что невступление Киева в НАТО, подтверждение им своего нейтрального и внеблокового статуса. <...> Вторая – это преодоление последствий правления сформировавшегося в результате путча в феврале 2014 года неонацистского режима в Киеве. <...> Императивом является международное признание российской принадлежности Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Херсонщины и Запорожья.