Порядок обмена электронными документами становится проще
Бумажный документооборот постепенно уходит в прошлое, и все больше бизнесменов отдают предпочтение электронному документообороту (ЭДО) при работе с контрагентами.
По действующим правилам, при получении электронного счета-фактуры покупатель формирует извещение о получении, подписывает его электронной подписью и направляет через оператора ЭДО. При обнаружении ошибки покупатель направляет уведомление об уточнении с электронной подписью. Эта процедура обмена документами может занимать несколько дней.
С 1 октября 2025 года при передаче документов через операторов ЭДО налогоплательщики смогут обмениваться универсальными сообщениями, которые заменят извещение о получении документа от контрагента и уведомление об уточнении. Эти сообщения не требуют электронной подписи, что ускорит процесс подтверждения операций.
Формат универсального сообщения предусматривает классификатор причин его направления контрагенту для разных сценариев с возможностью расширения кодификации в последующем.
Особенности формата:
• не требует электронной подписи;
• гибкие коды статусов для разных сценариев: подтверждение получения, запрос исправлений, отказ в подписи, дополнительная информация;
• неограниченное количество отправок: стороны могут обмениваться универсальными сообщениями на любом этапе работы с документом;
• автоматизация через операторов ЭДО: передача происходит через подключенные системы без ручной обработки.
Запуск системы проходит поэтапно. С мая текущего года операторы ЭДО тестируют обмен универсальными сообщениями, а с 1 октября полностью перейдут на новый формат. Обращаем внимание, что до 1 октября осталось не так много времени. Новый формат обязателен для всех участников ЭДО, включая операторов, которые должны адаптировать свои системы до вступления изменений в силу.
Подробнее ознакомиться с аспектами ЭДО можно на промостранице сайта ФНС России «Электронный документооборот».