Мы расспросили крымских писателей и поэтов, какое место занимает зима в их творчестве.
И с какими книгами коротать зимние вечера в преддверии новогодних праздников.
Не как в кино
Крымская зима, как обычно, подкралась незаметно – без снега, привычной слякоти и обычной хмурости. Есть ли какое-то очарование в этом времени года для творцов? И какие книги помогают бороться с подступающей хандрой самим авторам, чтобы задать тонус на будущий год.
Севастопольский поэт Павел Мельников соглашается, что зима на полуострове заметно отличается от роскошной зимы на материке с метелью и морозными узорами на окнах.
– Единственный большой плюс крымской – это возможность самому выбирать, идти к ней или нет, то есть подняться в горы, где морозно и снежно, или остаться у моря, – смеётся он. – В моём творчестве есть обращения к русской зиме в целом и к крымской в частности. Крымская зима романтична, а «большая русская», на мой взгляд, очень разная. Для создания рождественского настроения мне особо ничего не нужно: оно всегда есть. Но если читать, то классику: «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, «Рождество» Владимира Набокова.
Определённая ностальгия по обильным снегопадам и другим зимним забавам есть у тех поэтов, кто переезжает жить на полуостров.
– Крымская зима чаще бесснежная. В первый мой Новый год в Симферополе (после Москвы) я увидела двоих парней: один шёл в халате, а другой – с пакетом на голове, потому что было тепло и моросил мелкий дождь. Это был 2010 год. Нет у нас такой красивой зимы, как, например, в голливудских рождественских фильмах. Именно потому я очень радуюсь, когда идёт «киношный» снег при тихой погоде. И у меня есть одно стихотворение на эту тему, – отмечает поэтесса Анфиса Третьякова. – Для создания предпраздничного настроения советую почитать конкурсные стихотворения группы «Фестиваль «Седьмое небо» (по хештегу #НовогоднийЭкспресс в социальной сети «ВКонтакте»).
Всё замерло до весны
Зима в Крыму – это особая пора, наполненная безмятежностью и неторопливостью, считает поэт Александр Настасьин.
– Зимой в Крыму меньше всего хочется заниматься творчеством, – признаётся он. – Я люблю жаркое лето и морозную зиму, а здесь зима почти бесснежная. Это немного уводит в грусть, хотя я понимаю, что это особенность климата. Поэтому приходится заставлять себя заниматься творчеством в этот период. Но результатом всегда доволен, – говорит Александр.
Для поднятия настроения наш собеседник советует к прочтению книги, связанные с Новым годом или Рождеством: «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, «Один день в декабре» Джози Силвера, «Рождество с неудачниками» Джона Гришэма.
С тем, что крымская зима – это период, когда человеку творческому хочется сделать паузу, соглашается и поэтесса Вероника Гафарова:
– Для меня и в жизни, и в творчестве это ощущается как временное затишье, такой этап. Буквально сегодня писала об этом так:
Дедушка, здравствуй!
На улице солнце.
Странная, в общем, на юге зима.
Снега не надо,
Не надо морозов.
В мире и так не хватает тепла.
Наша собеседница советует в эти дни окунуться в книги про Гарри Поттера, а также обратиться к прозе мурманского писателя Александра Полярного – очень популярного у современной молодёжи.
Лидер молодой неофолк-группы, поэт Анна Огнивец (Третьяк) отмечает, что не делает разницы между сменой сезонов, но научилась черпать вдохновение в крымской зиме и её бесснежности.
– Недавно слушала душевную аудиокнигу «Рыжий кот Фута и затерянный домик в горах» (японской писательницы Наги Симэно. – Ред.) как раз с зимним колоритом. Ещё мнимую прозу Резной Свирели (самарская поэтесса Наталья Захарцева. – Ред.), «Санта Хрякус» Терри Пратчетта и что-то вроде «Шоколада» Джоанн Харрис, – рекомендует она.
Тенденции
В настоящее время у российских читателей вырос спрос на информативные путеводители по российским городам, книги, посвящённые их архитектуре, а также альбомы. Прежде всего это связано с ростом интереса к внутреннему туризму, стремлению совершить путешествия не только в Москву, Санкт-Петербург, но и в другие регионы, чтобы познакомиться поближе с их историей и культурным наследием.
Ещё одно неожиданное направление интереса читателей – азиатская литература. Здесь лидерство удерживает невероятно популярный японский писатель и сценарист Гэнки Кавамура и его дебютная повесть «Если все кошки в мире исчезнут» (написана в 2012 году).
Значительно вырос спрос на патриотическую литературу. Очень востребованы книги, посвящённые спецоперации, которые пишут ветераны и непосредственные участники боевых действий, что свидетельствует о глубокой сопричастности российских читателей к происходящим событиям и в целом интересе к новейшей истории нашей страны.
Борис СЕДЕНКО








































